Элементы организационной инфраструктуры

Среда, 14 Май 2014

Однако дисциплины представляют собой нечто большее, чем интеллектуальные конструкты, поскольку являются еще и организационными структурами: это одноименные университетские кафедры, это национальные и международные ассоциации ученых, это соответствующая сеть академических журналов, это студенты, получающие диплом в данной области знания, и т. д. После Второй мировой войны все элементы этой организационной инфраструктуры значительно окрепли, и оснащенные таким тылом дисциплины начинают вести отчаянную борьбу за свое «место под солнцем», отгоняя чужаков от своего «научного квартала».

Итак, мы наблюдаем конфликт между исчезающими четкими основаниями выделения отдельных дисциплин и их постоянно усиливающейся организационной властью для защиты внутренней инфраструктуры. При этом перевес пока явно на стороне последней: преподаватели задают ориентиры своим студентам, определяя, что они должны изучать, какие курсы слушать, какую литературу читать. Профессура указывает молодым преподавателям, в каких журналах тем следует издавать свои работы — Это удерживает исследователей в определенных дисциплинарных рамках, выход за которые строго карается.

Тем не менее существенные социальные преобразования, приведшие к расширению базы знания, создают новые силы, которые подрывают дисциплинарные границы. В igyo-x годах возникают две новые очень мощные тенденции развития знания. Первая тенденция касается естественных наук и приводит к появлению наук, которые изучают сложные неравновесные системы. С точки зрения этих новых естественнонаучных направлений, аксиомы, которыми пользуется современная наука со времен Декарта и Ньютона, являются попросту неверными: они отрицают идею линейности развития большинства происходящих процессов; критикуют принципы детерминизма, лежащие в основе классической науки, согласно которым познание существующих закономерностей дает ключ к пониманию того, что произойдет в будущем; ставят под сомнение научное представление об обратимости «стрелы времени» в физических и химических процессах.