Деление образовательных центров

Понедельник, 25 Авг 2014

Идя по адресам первых центров, будем придерживаться естественного их деления: на городские и сельские, расположенные в сверхкрупных и малых городах, в рабочих поселках и населенных пунктах особого типа, еще не имеющих четкого закрепления в общераспространенных путеводителях. Следует заметить вместе с тем, что различия центров на самом деле гораздо более тонкие.

Возможно, придет время, когда именно эти тонкие оттенки разных центров, их непохожесть, зависящая, например, от характера педагогической деятельности, национального своеобразия окружающей среды и т. д., станут основным предметом анализа. Но это будет означать, что основное, самое существенное, что можно сказать о центрах, уже общеизвестно.

Сейчас же мы хотим ответить на вопрос, как строится работа в городских и сельских центрах, имея в виду, что условия города и села, конечно же, различаются на Украине и в Латвии, РСФСР и Белоруссии, в промышленных и сельскохозяйственных регионах, близких и отдаленных от центров культуры, науки, образования.
Довольно широко распространено мнение, что центры, вполне пригодные в условиях сравнительной изоляции от крупных городов, совершенно излишни в таких сверхкрупных городах, как Москва, Ленинград, Свердловск, располагающих, как это принято считать, неограниченными образовательными возможностями. По-видимому, именно этим объясняется сравнительная неразвитость сети центров в столичных городах (исключением до недавнего прошлого были г. Минск и Рига, а в последнее время Ташкент), а также равнодушное отношение к ним создателей концепций перестройки образования, базирующихся на опыте образовательной инфраструктуры больших городов. Между тем инициаторы центров в больших городах справедливо говорят о различии социокультурных условий в разных регионах одного города, о необеспеченности города образовательными услугами, «выпадении» из сферы образования целых слоев населения города.