Изучение прошлого и настоящего

Среда, 14 Май 2014

Итак, посмотрим, какая ситуация сложилась до конца Второй мировой войны, до 1945 года — Возникло шесть дисциплин, которые я бы разделил по трем осям. Первая ось разграничивает изучение Запада и всего прочего мира. В отношении Западного мира действует вторая ось, разделяющая изучение прошлого и настоящего. Последняя сфера, в свою очередь, опять подразделяется на исследование экономики, государств и гражданского общества. Это разделение приобретает смысл только в политико-экономических рамках реалий XIX —начала XX века, в рамках специфического видения сильными мира сего из центра тогдашней капиталистической миросистемы себя и окружающего мира, а также потребностей в том знании, в котором они нуждались. Теперь перейдем к эпистемологическому вопросу —каким образом различные дисциплины изучают реальность. И «естественники», и гуманитарии утверждали, что ключевой метод познания находится в руках именно у них. Социальные науки, не обладавшие собственной методологией, оказались в ситуации выбора между двумя существующими методами. В результате три дисциплины, изучавшие современный Западный мир,—экономика, политология и социология—перешли на сциентистские позиции. Другие три социальные дисциплины перешли на сторону гуманитарного герменевтического познания—история, антропология и ориенталистика. По этой причине во многих университетах кафедры истории и востоковедения относились к гуманитарному отделению, а не отделению естественных или социальных наук.

Вторая мировая война изменила все. Во-первых, после войны мы вступаем в эпоху невероятного роста мировой экономики. Вследствие этого послевоенного подъема 5о — 6о-х годов неимоверно расширяется мировая система университетов, значительно растет их общее число, колоссально увеличивается численность профессоров, студентов, растет количество стран, где появляются университетские структуры. В XIX веке развитие упомянутых выше дисциплин, упорядочив кафедральное строение университетов, фактически привело к существенному сужению круга предметов, которые там изучались.