Клиент-психолог в консультативном процессе

Четверг, 16 Окт 2014

Нельзя забывать, что в ситуации консультирования, как и в любой коммуникативной ситуации, действуют социальные стереотипы (к примеру, консультанты склонны воспринимать физически привлекательных клиентов как более здоровых и позитивных; разговорчивых — как более благополучных; молчаливых, одиноких, вдовых и пожилых — как более трудных; клиентов из неполных семей и воспитанников детских домов — как составляющих «группу риска» и т.д.) и коммуникативные эффекты (ореола, первичности, новизны и др.).

Эффективность взаимодействия связана не только с тем, какие техники и приемы используются консультантом, но и с так называемыми неспецифическими (общими) факторами. К ним относятся некоторые характеристики: 1) клиента (его позитивные ожидания к консультированию, надежда, вера; активный поиск помощи и т.п.), 2) консультанта (профессионально ценные черты личности; эмпатическое понимание; безоценочность и принятие и т.д.), 3) самого процесса изменения (возможность для катарсиса и эмоционального отреагирования; овладение новыми элементами поведения; предоставление разумного объяснения или модели для понимания; стимулирование инсайта, осознания, понимания; эмоциональное и межличностное научение; внушение и убеждение и т.д.) и 4) методов воздействия (фокусировка на «внутреннем мире»; создание благотворной окружающей обстановки и др.). Внимание к их влиянию связано с исследованиями, показавшими, что: 1) техники и стратегии, разработанные в разных теоретических подходах, характеризуются сходными показателями успешности; 2) непрофессиональные консультанты, не обученные должным образом специальным техникам, часто демонстрируют не меньшую эффективность, чем получившие хорошую подготовку профессиональные консультанты; 3) сами клиенты оценивают значимость неспецифических факторов более высоко, чем использование специальных техник.