Максимальный сдвиг

Четверг, 15 Май 2014

Вместо старых представлений возникает идея о том, что все процессы, протекающие в сложных системах, с течением времени подвергаются постоянной трансформации, всё дальше удаляясь от точки равновесия. Максимальный сдвиг от точки равновесия приводит к состоянию бифуркации, и, согласно этим новым представлениям, невозможно спрогнозировать дальнейшее направление движения от точки бифуркации. И все процессы развиваются по «стреле времени»: время необратимо, даже на уровне атомных структур. Не все химики, физики, биологи разделяли точку зрения этого нового подхода, однако это был существенный поворот в развитии естественных наук. В то же самое время и в развитии гуманитарных наук наблюдается новое самостоятельное движение, которое сейчас мы называем культурологическим подходом (cultural studies). Итак, что мы можем сказать о методологической специфике культурологических исследований? Они отрицают возможность познания и описания канонов красоты, на которой зиждилось всё предыдущее гуманитарное познание. Каноны прекрасного являются социальными конструктами, политическими решениями, отражающими ценности и представления власть имущих слоев и не включающими в себя представления иных, менее влиятельных групп общества. Каждый из потребителей продукта культуры —читатель, зритель — привносит в него свою собственную интерпретацию, которая настолько же значима, как и любая другая. Опять же, это было революционное движение в гуманитарном познании, не все искусствоведы или филологи согласятся с ним, однако постепенно к нему примыкало все большее число исследователей внутри различных гуманитарных дисциплин. Давайте посмотрим, что это означает в эпистемологическом плане. Теоретики сложных неравновесных систем утверждают, что поиски истины уже не являются исключительной монополией естественных наук; не менее важно и то, что в изучение физического мира также привнесено понятие необратимой «стрелы времени», которая становится важным фактором в анализе физических, химических, биологических, астрономических, космологических процессов. Естественные науки с этой точки зрения не отделяются и не отличаются от культуры, но становятся частью самой культуры.