Моральный урок

Вторник, 13 Май 2014

Подразумевается, что прежде история писалась, для того чтобы извлечь какой-то моральный урок или вознести похвалу каким-то выдающимся личностям, теперь же мы излагаем историю факт (о логически, так, как это было на самом деле. Возникла необходимость в изобретении нового метода изучения истории —работы с источниками, архивами. Предполагалось, что работа с архивными документами и источниками позволит нам узнать, как это было на самом деле, как люди, которые были современниками определенных событий, думали и писали об этих событиях. По определению, история должна была заниматься только прошлым, поскольку полагалось, что задача исследователя— найти сохранившиеся документы, написанные людьми, которые присутствовали при тех событиях, сохраняя эмоциональную невовлеченность. Разумеется, для того чтобы читать эти документы, требовалась очень серьезная языковая подготовка, умение разбирать почерки, интерпретировать тексты. Поэтому совершенно естественно, что большинство историков предпочитают писать о своих собственных странах.

Важную роль играло и то, что государства в это время также были заинтересованы в создании собственной, национальной, истории, которая бы учила гражданственности и патриотизму. Однако что же такое национальное государство? Если вы немецкий историк и работаете примерно в 1850-6 годы, где находится ваша страна? В то время единой Германии как единого политического субъекта еще не существовало, так что приходилось активно изобретать историю данной страны и ее «народа». Для этого прослеживается как можно дальше в прошлое история немецкоязычной общности, а ее корни начинают искать в глубине веков—две или полторы тысячи лет назад. Совершенно не случайно, что большая часть исторических исследований, написанных в XIX веке, посвящена изучению нескольких определенных стран и написана историками из этих стран.