Мыслительный эксперимент

Воскресенье, 30 Мар 2014

Валлерстайн предложил несложный мыслительный эксперимент: что было бы, если бы французы тогда победили? Очевидно, сегодня мы наблюдали на месте Индии две гипотетические страны: на юге—некую Дравидию, где местные европеизированные элиты говорят по-французски и на местных языках дравидской семьи, и на севере—англо — и хиндиязычный Хиндустан. В обеих странах существовала бы собственная философия, история, поэзия, которые бы с гордостью и просто как само собой разумеющееся принимали исконно древнее отличие дравидийской и индо-арийской цивилизаций. И ведь это—Индия с ее вековыми традициями. Что говорить о прочих государствах, которые, совершенно очевидно, возникли, в ходе расширения капиталистической миросистемы, как сами Соединенные Штаты Америки?

Вывод: национальные государства не могут быть самостоятельной и самоценной единицей изучения, что бы нам ни предписывали национальные гордость и министерства науки. Как в астрономии объект исследования в принципе един —Вселенная, так и в социальной исторической науке единицей исследования должна быть вся миросистема. Только в рамках миросистемы возникают и могут продуктивно исследоваться две основные институциональные опоры современности—государства и рынки. Валлерстайн предложил рассматривать современный мир не как набор местных отклонений от политически заданных абстрактных идеальных типов (демократии, тоталитаризма либо свободных рынков), но как сложносочлененную и постоянно эволюционирующую географическую зону, которая первоначально возникла в XVI веке лишь в Атлантической части Европы. У этой исторической системы, однако, была особая логика, собственный «метаболизм» — накопление богатства путем изъятия прибыли с самых разнообразных торговых, производственных и финансовых операций. Организацию и контроль над товарным оборотом с целью получения прибыли Валлерстайн и называет капитализмом, точнее, капиталистически организованной мир-экономикой.