Пьеса сэра Джеймса Барри «Алиса у очага»

Четверг, 03 Июл 2014

Пьеса сэра Джеймса Барри «Алиса у очага»

Публика желала видеть Эллен Терри в роли, в которой она привыкла видеть актрису. К тому же эта публика была слишком мещанской, чтобы понять красоту искусства Гордона Крэга или понять все значение его поисков. И Гордон Крэг отряхнул со своих ног прах Лондона и уехал в Германию. А Эллен Терри сделала, по крайней мере, то, что она должна была сделать много лет назад, — посвятила себя современной драме, написанной для нее современным драматургом. Она имела значительный успех в пьесе сэра Джеймса Барри «Алиса у очага» и потом объявила, что вслед за этой ролью появится как леди Сесили в «Обращении капитана Брасбаунда»,— то есть в той роли, которая ждала ее семь лет.

И здесь я покидаю Эллен Терри — хотя сага о ней еще не закончена.

  1. S. Сага об актрисе Эллен Терри закончилась ее воплощением леди Сесили, которую она, навсегда прощаясь со сценой, играла в своем последнем турне по Америке. Она дожила до восьмидесяти лет. За ее заслуги перед искусством ей было даровано дворянство. В глазах поколения, выросшего во время Великой Войны, ужасам которой она никогда не кадила, она превратилась в легенду. Она родилась в 1848 году и умерла в 1928-м.

Какова наиболее эффектная драматическая ситуация?

Яне могу ответить на этот вопрос, так как мой мозг не умеет оперировать словами в превосходной степени. А если бы и умел, то мне тут же пришлось бы отметить, что пьесы, в которых драматическую ситуацию можно отделить от всего остального, представляют собой сравнительно дешевую, примитивную, механическую продукцию, короче — мелодраму. В современной драматургии, особенно эффектные драматические ситуации можно найти в моей пьесе «Ученик дьявола», но «Ученик дьявола» и есть мелодрама. Очень искусно построена драматическая ситуация и в «Секретной службе» Джиллета (тоже мелодрама), где герой должен либо арестовать собственного брата как шпиона, либо сам подвергнуться суду по такому же ужасному обвинению, но его спасает то, что брат кончает жизнь самоубийством. Самая знаменитая английская пьеса, построенная вокруг определенной драматической ситуации,— это «Венецианский купец». Безусловно, на первом представлении она должна была произвести огромное впечатление: ведь зрителям еще не было известно, как решится эта сложная штука с фунтом мяса, и они до тех пор, пока не узнали Нериссу, переодетую писцом, не подозревали, что молодой адвокат — это Порция.

Многим кажется, что в лучших современных пьесах нет драматических ситуаций, точно так же как казалось нашим дедам, что в музыке Вагнера нет мелодии, а ведь в действительности она вся от начала до конца сплошная мелодия.