Поиски истины

Понедельник, 12 Май 2014

Существует два варианта рассмотрения этого раскола, которые я бы назвал «жестким» вариантом и «мягким». «Жесткий» вариант раскола подразумевает, что каждая из сторон заявляет, что их оппоненты занимаются совершенно ненужным делом и только их собственные исследования имеют значение. «Мягкий» подход предусматривает возможность примирения сторон и существования двух равноценных научных течений, занимающихся разными задачами. Пусть «естественники» занимаются поисками истины, а гуманитарии будут заниматься постижением добра и красоты. В некотором смысле этот мягкий вариант раскола имеет место и по сей день.

В тот самый исторический период, когда университеты начинают возрождаться и расцветать, приобретать современную структуру и занимать социально активную позицию, происходит колоссальное изменение в самом мире. Прежде всего огромное воздействие на трансформацию геокультуры миросистемы оказала Великая Французская революция, поскольку сделала очевидными две идеи.

Во-первых, это идея о том, что изменение является нормой: общество постоянно изменяется. Конечно, и до Французской революции люди наблюдали политические и социальные изменения, но пытались интерпретировать их как простое возвращение к более старой системе. Напомню, этимологическое значение слова «революция» — возвращение к исходному состоянию. Мы, в современном мире, совершенно иначе понимаем слово «революция» —как радикальное фундаментальное преобразование мира, как движение к чему-то новому. Следует помнить, что все это происходит в эпоху Просвещения. Мы видим распространение идеи прогресса, подразумевающей, что происходящие изменения — это всегда изменения к лучшему. И вторая новая идея, которую распространила и укоренила во всем мире Великая Французская революция,— это идея народного суверенитета: суверенитет принадлежит не правителю и не наследственной аристократии, а тому, кто называется Народом.