Профессиональные актерские достижения

Понедельник, 30 Июн 2014

Профессиональные актерские достижения

И когда Ирвинг исчерпал все старые пьесы, в которых так эффектно проявлялась его индивидуальность, то оказалось — говоря вполне откровенно,— что он слишком малообразован и слишком старомоден, чтобы понять, как обращаться с новым материалом. Его величайшее достижение — это достижение, имеющее общественный характер: он извлек своих собратьев по ремеслу из богемы, внушил своему народу, что сам он — один из наиболее выдающихся его сыновей, и, получив дворянство, добился этим официального признания своих заслуг.

Эллен Терри, не говоря об ее профессиональных актерских достижениях, настолько замечательная женщина, что очень трудно описать ее австрийскому читателю без того, чтобы не рассказать об ее личной жизни больше, чем об ее общественном значении.

О той роли, которую она играла в жизни своего времени, люди не узнают до той поры — возможно, она наступит через пятьдесят лет,— когда будет собрана и напечатана в двадцати или тридцати томах ее переписка. Тогда, полагаю, станет ясно, что всякий выдающийся мужчина (при условии, что он был театралом) влюблялся в Эллен Терри, причем многие из этих мужчин находили в дружбе с ней то великое утешение, которое можно получить от мудрой, остроумной и прекрасной женщины, чья любовь уже кому-то отдана и чье сердце устояло перед

тысячами попыток завладеть им. Меня — а я был одним из незадачливых влюбленных поклонников Эллен Терри — ее актерское мастерство интересовало меньше всего. В отличие от Ирвинга, для которого его искусство было всем на свете, а реальная жизнь — ничем, она находила жизнь гораздо более интересной, чем искусство. И когда она начала сотрудничать с Ирвингом в его знаменитом длительном управлении «Лицеумом», она, наисовременнейшая из всех современных женщин, ярчайшая из современных индивидуальностей, принялась за работу скорее в духе бережливой и умной хозяйки дома, чем поглощенной собой актрисы, и взяла на себя все главные женские роли в старомодных пьесах, которые так любил Ирвинг. В число этих пьес попало несколько шекспировских трагедий и комедий, которые в качестве приманки для честолюбивых актеров все еще держатся на английской сцене. Поэтому мы в «Лицеуме» видели Эллен Терри в роли Порции, Беатриче, Джульетты, Имогены, Офелии, но никогда не видели ее Розалиндой в «Как вам это понравится», хотя она, безусловно, могла настоять на постановке этой пьесы, чтобы сыграть Розалинду. И это произошло бы, если бы она столько же заботилась о собственной профессиональной славе, сколько о том, чтобы помочь Ирвингу.