Суждение об Ирвинге

Понедельник, 30 Июн 2014

Суждение об Ирвинге

Но ему все же пришлось играть и говорить в очень медленном темпе и вследствие этого чем искуснее он отделывал свои роли, тем хуже становились постановки его театра: сам он всегда производил большое впечатление, но те, кто играл на сцене вместе с мим, должны были слишком долго дожидаться конца его реплик и потом спешить, чтобы наверстать то время, которое он израсходовал (если бы все они играли в том же медленном темпе, то спектакли в «Лицеуме» никогда бы не кончались). Вскоре все актеры просто отказались от попыток играть и стали лишь подавать ему реплики так, как он требовал. Протестовать при нашей английской системе актеров-режиссеров они не могли: они служили у него, были всецело в его власти, а он просто не умел добиваться успеха каким-то другим способом.

Вынося суждение об Ирвинге, австрийцы должны иметь в виду, что он сумел добиться очень высокого положения, не имея ни специальной подготовки, ни той культуры, к которой можно приобщиться только в великом национальном театре с высокоразвитой аудиторией и с определенными художественными традициями. Ничего похожего на такой театр в Англии нет. Представьте себе юношу, голова которого наполнена одними романтическими мечтами, сунутого в какую-то контору и бросившего, чтобы пойти на сцену и стать актером труппы, игравшей в провинциальных городах, где к театру относятся как к преддверию ада и где игра на рояле по воскресеньям большинством уважаемых граждан осуждается как непростительное преступление. Представьте себе этого юношу, который самоучкой освоил техническую сторону своей профессии и которому, в конце концов, удалось па частную субсидию, пожертвованную какой-то благотворительницей, сиять столичный театр и стать его единственным и полновластным директором — тогда вы получите кое-какое представление о положении Ирвинга в Лондоне. Я зайду слишком далеко, если стану подробно описывать жалкий интеллектуальный и художественный уровень английского театра времен Ирвинга. Достаточно, если я скажу, что в Лондоне нет ни той среды, ни тех традиций, которые в Вене окружают всех актеров, и что Ирвингу, не имевшему образования и, собственно, далекому от подлинной художественной культуры, пришлось ценой огромных усилий восполнить этот пробел работой своего романтического воображения. При подобных неблагоприятных обстоятельствах достижения его были поистине необычайны. Однако под конец он вынужден был покинуть свой театр и направиться в провинцию, чтобы жить дальше, эксплуатируя свою репутацию. Без современной драмы театр ныне существовать не может.