Театр «Новый век»

Суббота, 28 Июн 2014

Театр «Новый век»

Пьеса, раз она опубликована, уже имеет шансы на постановку Сценическим обществом или Грейном, а это даст ее автору кое-какое практическое знание сцены, послужит хорошей рекламой в театре и, возможно, приведет к получению заказа на выгодную пьесу, если только он сумеет написать ее так, чтобы угодить вкусам театральной черни.

Поразительным примером может в наши дни послужить Гауптман, который выдвинулся как драматург не только благодаря постановкам отдельных его пьес в Германии драматическими клубами, похожими на наше сценическое общество, но и благодаря их публикации. Сам я опубликовал десять пьес. Семь из них с коммерческой точки зрения можно считать не поставленными. Но из этих семи пять шли в лондонских театрах со всем церемониалом поздравлений на премьерах, с газетными рецензиями. И что еще важнее, их репетиции обогатили меня таким же сценическим опытом, каким обогащали Пинеро, Джонса и Сесиля Рэли «сконструированные» пьесы, рассчитанные на тысячу спектаклей. Благодаря этому опыту и рекламе я смог написать мелодраму и найти для нее постановщика, и эта мелодрама только в одной Америке принесла мне больше денег, чем я смог бы заработать газетной работой за то время, которое мне было нужно на сочинение всех десяти пьес. Две мои пьесы не поставлены по особым причинам, которые для данного разговора неинтересны. Я описываю все эти обстоятельства не для того, чтобы по поводу их сплетничали в актерских фойе, а из чисто деловых соображений, интересующих нашу газету.

Разумеется, если бы я глупо и высокомерно насмехался над Ибсеном, над «Независимым театром» и театром «Новый век», над исканиями Чэррингтона, Грейна, Уоринга, Флоренс Фарр, Элизабет Робинс и других новаторов, вместо того чтобы по возможности вносить и свою лепту в драматическую литературу и одновременно самому па практике учиться искусству драматургии, я бы не добился никакого успеха. Интересно, что успеха добился не только я, но и другие драматурги — авторы «некоммерческих» пьес, и этот факт свидетельствует, думаю, о том, что молодому драматургу иногда полезно покорпеть над сверхпопулярной драмой и смело приобретать необходимый сценический опыт. Полезно и заручиться рекламой в газетах. Все это обеспечит молодому автору место среди материально преуспевающих драматургов и очень пригодится, если в будущем он решит использовать все, чему научился, на сочинение пьес, имеющих спрос у антрепренеров и зрителей.

Но если путь к славе лежит через публикацию пьес, какая польза указывать на него, когда издатели твердят: «Бесполезно: в Англии никто нынче не читает пьес!» Ну что же, конечно, никто не читает,— а кто же виноват в этом?